Недавно мне пришлось побывать в конструкторском бюро Министерства приборостроения и средств автоматизации СССР. Там я познакомился с заместителем начальника бюро по научной части Героем Социалистического Труда Юрием Яковлевичем Базилевским. В самом начале нашей беседы Юрий Яковлевич, улыбаясь, сказал: «Могу поручиться, что угадаю ваши вопросы». И действительно, он их угадал.
— Мне сделать это было не трудно, — заметил он, — В одном из номеров журнала «Техника — молодежи» недавно была напечатана статья о «БЭСМ». Естественно, читатели теперь будут интересоваться, существуют ли у нас другие типы электронных счетных машин, над чем работают наши конструкторы и инженеры, ну и, конечно, — закончил он, — о будущем, о перспективах на будущее.
— Давайте по порядку и расскажем нашим читателям об этом, — предложил я. Юрий Яковлевич охотно согласился.
— Сначала мне хотелось бы напомнить читателям журнала «Техника — молодежи», что быстродействующая счетная машина Академии наук СССР «БЭСМ» — одна из первых наших больших вычислительных машин. Есть и другие электронные цифровые вычислительные машины. Они предназначены для решения сложных научных и инженерных задач и должны наравне с высокой производительностью обладать достаточно быстрой «оперативной памятью», развитой логической структурой и удобной системой команд.
Этими качествами в полной мере обладает большая универсальная электронная машина типа «Стрела», разработанная коллективом лабораторий конструкторского бюро. Один из действующих производственных образцов машины этого типа работает в Вычислительном центре Академии наук. «Стрела» производит вычисления над числами в диапазоне от 10- " до 10 + " со скоростью 2 тысячи операций в секунду. Она «запоминает» 2 048 десятиразрядных чисел на 43 электроннолучевых трубках и 200 тысяч чисел на магнитной ленте.
Я поинтересовался, есть ли у нас электронные математические машины, которые могли бы устанавливать у себя различные проектные организации, исследовательские институты, конструкторские бюро и крупные заводские лаборатории.
— Такие машины есть, — ответил тов. Базилевский. — У нас выпускается целый ряд разнообразных серийных электронных моделирующих устройств и универсальная электронная цифро' вая машина «Урал», предназначенная для инженерных исследований и расчетов. В скором времени на ней будут работать многие инженеры, конструкторы и исследователи.
— Ваш доклад на конференции, — напомнил я собеседнику, — был посвящен специализированным машинам. Не могли № вы рассказать о них?
— Сейчас можно сказать о нескольких машинах специального назначения. Вот, например, «Погода». Ее смело можно будет назвать «защитницей» бюро прогнозов от насмешек. Ведь еще совсем недавно предсказания погоды называли «прогноз наоборот». Теперь машинный прогноз достигает высокой точности.
Другая машина, «Кристалл», предназначена для расчетов рентгено-структурного анализа кристаллов. На ней можно производить расчет электронной плотности вещества.
Еще интересна машина «СЦМ-12». Этот сравнительно небольшой электронный автомат решает системы дифференциальных уравнений; хотя скорость машины не велика, но зато она отличается высокой надежностью. Можно отметить еще электронные устройства для моделирования баланса часовых механизмов, автомат для тяговых расчетов при движении поездов и другие специализированные машины.
— Вы обещали рассказать нашим читателям, над какими машинами работают сейчас наши ученые, инженеры, о будущем этих машин.
— Это самый сложный вопрос, — заметил Юрий Яковлевич. — Трудно говорить о работах, которые еще не закончены. Поэтому давайте пока ограничимся общими соображениями о новых машинах. Хотелось бы значительно повысить емкость запоминающих устройств и быстродействие электронных цифровых машин. Надо стремиться также к упрощению производства и эксплуатации машин и к повышению их надежности. Одна из главных задач — уменьшение размеров машин. Для этого в них широко будут применяться полупроводниковые выпрямители и усилители, ферритовые сердечники.
В шестой пятилетке будет, я думаю, налажен серийный выпуск новых, более совершенных образцов математических машин, и что самое главное — неизмеримо расширится сфера их применения.
— Что же касается последнего вашего вопроса, — сказал в заключение тов. Базилевский, — о машинах завтрашнего дня, то фантазировать здесь безгранично может лишь писатель-фантаст. Ученый же — в пределах возможности науки. Ну, а мы, конструкторы, обязаны, если можно так выразиться, фантазировать реально: придумал — сделай.
На Всесоюзной конференции по математическому машиностроению некоторые ученые говорили о необходимости построить машину с оперативной памятью до 100 тысяч чисел и со скоростью действия в миллион операций в секунду. Будущее покажет, осуществимо ли это.
В заголовке; у пульта управления универсальной вычислительной машины «Стрела» выпуска 1955 года.
"Техника - молодежи" 1956-6
Навигация по статьям | |
Персональный компьютер: перспективы близкие и далекие | ЭВМ уходит в завтра |